(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Забытые киевские рестораны

В начале ХІХ века в Киеве широкое распространение получил так называемый «трактирный промысел». Это было множество различных заведений: гостиницы, постоялые дворы, заезжие дома, корчмы, меблированные комнаты и подворья, сдаваемые со столом.

А вот к числу заведений «без отдачи в наем покоев» причислялись харчевни, столовые, собственно трактиры, погреба виноградных вин, кондитерские, кофейни, закусочные, буфеты в театрах, на вокзалах, пароходах, пивные, овощные и фруктовые лавки и, безусловно, рестораны.

В 1913 году в Киевской губернии только трактирных и ресторанных заведений было 344. Лучшими считались ресторан при гостинице «Метрополь», «Олимп» и «Париж»...

Интересно, что в дневное время рестораны обычно работали как харчевни, а вот в вечернее время в них начиналась другая жизнь. В общих залах играли в шашки, карты и на бильярде, беседовали за самоваром, пили вино, шампанское, пунш, ром, вермут, мадеру, смаковали белужину. В серебристых кастрюльках подавалась стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой. Гурманы могли заказать яйца-кокот с шампиньоновым пюре в чашечках, филейчики из дроздов, перепелов по-генуэзски, жюльен из белых грибов, кролика в белом соусе, артишоки, тушеных в соусе рябчика, куропатку, тетерева...

Следует отметить, что по-настоящему элитных ресторанов в Киеве было не так уж много. Они отличались изысканным интерьером, удобной мебелью. Столовые приборы здесь были серебряные, бокалы хрустальные. По вечерам играли оркестры, исполнялись популярные песни и романсы. Сегодня столичные рестораны гордятся наличием в их штате заграничных поваров, чем заманивают посетителей. А вот в дореволюционном Киеве присутствие повара-иностранца считалось дурным тоном, поскольку тогдашняя киевская кухня отличалась великолепным поварским искусством.

А вот вина почитались в большинстве своем иностранные. И это объяснялось просто. В дореволюционное время тысячи киевлян ежегодно путешествовали по разным странам и могли сравнивать качество предлагаемых услуг и товаров, становились знатоками в выборе изысканных закусок и вин.

Как и ныне, в ресторанах проходили торжества, банкеты и презентации.

В конце XIX века в ресторане «Гранд-отеля» на Крещатике публике была представлена новинка того времени - электричество. А в 1886 году ресторан на Думской площади продемонстрировал киевлянам еще одно новое изобретение - телефон. Знаменитая публика охотно посещала киевские рестораны.

Примыкавший к Крещатому парку Мариинский парк (бывший Царский сад при Мариинском дворце) был старейшим в городе и являл собой образец регулярного стиля. Сад и дворец создавались как царская резиденция в Киеве после посещения императрицей Елизаветой Петровной Украины в 1745 году.

Здесь при помощи садовых мастеров Д. Фока и Я. Гофмейстера и при участии Б. Растрелли в лучших традициях украинского и русского паркового строительства были посажены плодовые деревья, построены оранжереи, беседки, деревянные лестницы по террасам и другим местам...

А в 1868-1870 гг. при участии архитектора К.Е. Маевского была проведена реконструкция Царского сада. Нижняя его часть открылась для посещения публики. Территория нынешнего стадиона «Динамо» стала называться «Долиной роз», здесь был построен кафешантан «Шато-де-Флер». В этих прекрасных местах в разные годы бывали Н.Гоголь, П. Чайковский, Н. Лысенко...

«Шато-де-Флер» предпочитал посещать и знаменитый киевлянин Александр Вертинский, ведь здесь можно было не только вкусно поесть, но и послушать выступления артистов. Именно увеселительные программы в «Шато-де-Флер» с шампанским и красотками, отплясывавшим канкан, способствовали появлению сценического образа Вертинского - печального Арлекина с его эмоциями и переживаниями, выплеснувшимися в знаменитый романс « В вечерних ресторанах», песню «Лиловый негр» и другие.

Придворцовая часть парка была закрытой до 1917 года. После революции весь Царский сад открылся для посещений и был переименован сначала в Пролетарский, затем в Первомайский...

В начале XIX века Днепр отделяла от центра города огромная гора. Местность эта называлась Провальем. За горой проходила маленькая Козловская улочка (в народе - Козловка). На этой улочке среди десятка ветхих домишек стояло единственное приличное здание - бесплатная больница. Заехать сюда можно было только со стороны Днепровского спуска, мимо Аскольдовой могилы, где тогда находилось кладбище. На месте Зеленого театра располагались военные сооружения - подпорные стены, а внизу - ворота-форт через Набережное шоссе. Прилегающие склоны служили убежищем тогдашним бомжам и назывались «кукушкиными дачами».

Наконец, городская дума решила помочь киевлянам пробираться к Днепру не через Подол или Печерск, а прямо из центра города. С этой целью с 1902 по 1912 год велись работы по прорезке бугра. И наконец в 1912 году через парк проложили аллею, по которой с Крещатика легко можно было пройти до нижних склонов Днепра.

Чтобы соединить разделенный аллеей пополам массив Царского сада, над ней перекинули ажурный металлический парковый мостик (дипломный проект инженера Е.О. Патона). В народе его вскоре окрестили «Чертовым мостом», так как он стал привлекать к себе не только влюбленных, но и самоубийц.

Проходящую под мостом аллею назвали Петровской в честь 200-летия победы Петра I над шведами в Полтавской битве. Петровская аллея плавно перешла в Парковую и соединилась с Козловской улочкой, поглотив ее вместе с названием. В 30-е годы прошлого века было ликвидировано кладбище на Аскольдовой могиле.

Однако основные работы по благоустройству начались только после войны. Здесь была обустроена обширная зона досуга. Главной ее осью стала Парковая аллея, хотя ниже ее пролегла пешеходная Фестивальная. На пологом пространстве между ними были устроены рестораны «Ривьера» и «Кукушка», летние кафе, аттракционы, танцевальные и спортивные площадки, Зеленый театр...

Началось строительство этой зоны отдыха в 1934 году, когда столица Украинской ССР переехала из Харькова в Киев. В разработке комплекса приняли участие ведущие архитекторы: А. Власов, А. Заваров, А. Добровольский и другие. К концу 1940-х годов этот парковый комплекс действовал уже вовсю. А сама Парковая аллея стала самым популярным в Киеве местом гуляния. Каждая вечеринка, юбилей, день рождения заканчивались обычно совместной прогулкой по Парковой аллее.

Не было в Киеве лучшего места для отдыха! Вдоль аллеи находилось огромное количество буфетов вывозной торговли пивом, лимонадом, бутербродами, пирожными... У ресторана «Ривьера» было большое открытое помещение, площадка для оркестра помещалась вблизи склона. Имелись и отдельные открытые кабинки- беседки. Лето, молодость, друзья, девушки - что еще надо для счастья? В ресторанах сталинской эпохи была своя прелесть. Под обворожительные звуки цыганской скрипки в них подавались пропитанные маслом куриные котлеты по-киевски. Посетители заказывали и цыплят табака, утопающих в соусе ткемали... Ну а на призыв: «Дичь!» подавались своеобразные символы советских ресторанов - кабанина в ягодном соусе или зайчатина под сметанной заливкой! Пили неиспорченные разрушительной политикой сухого закона грузинские и молдавские вина, армянский коньяк и украинскую горилку с перцем.

В «Ривьере» часто можно было увидеть представителей киевской богемы того времени: артистов О. Борисова, М. Гришко, поэтов М. Бажана, М. Рыльского. Очень любил этот ресторан и знаменитый артист комедийного жанра Ю. Тимошенко (Тарапунька). Это и понятно - накрывали там красиво, кормили вкусно и обслуживали хорошо. Подавали то, чего не было на прилавках магазинов: черную и красную икру, семгу, осетрину. Это был высший уровень доступного в то время комфорта.

Открытый в 1935 году ресторан «Ривьера» просуществовал до середины шестидесятых годов. После пуска на левый берег Днепра линии метрополитена главной зоной отдыха киевлян стал Гидропарк. Все увеселительные заведения на Парковой аллее были закрыты и даже демонтированы, а по самой аллее разрешили двигаться автотранспорту.

По материалам книги Виталия Баканова «Забытые страницы киевского быта».