(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Он же Чертов, он же Малый, он же Парковый...

Легкий, ажурный, почти невесомый, 100 лет назад он соединил в два киевских холма, два парка, заменив узкую простую деревянную "перекладину". Как его только не называют: мост Влюбленных, Чертов мост, Малый мост Патона, Парковый, Мост поцелуев, Мост любви, Мост самоубийц...

Тоннель через Долину роз

54af566ff83c.jpgПоначалу здесь соорудили деревянный переход над провалом, образовавшимся из-за оползня. Осыпавшийся грунт вывезли, а по мостику можно было беспрепятственно попадать из Царского сада к водопроводному хозяйству и обратно. Рядом с ним располагалась прекрасная Долина роз, до революции раскинувшаяся вдоль холмов. Сейчас на ее месте стадион "Динамо", появившийся в 1932-1933 годах.

К 1911-му здешняя долина приобрела контуры улицы, которую в честь победы Петра I над шведами под Полтавой стали именовать Петровской аллеей. Ой, сколько скандалов и насмешек вызвало ее появление! Рисовали карикатуры - мол, даже киевляне не знают, куда ведет эта "тропа". Ведь она упиралась в бездорожье и обрыв. Чехвостили тогдашнего мэра за вырубку столетних лип на склоне ради прокладки аллеи. В общем, шумное это было местечко. Но мост, заказанный у преподавателя КПИ и знаменитого ученого-мостостроителя Евгения Оскаровича Патона за 700 рублей гонорара, в итоге всем приглянулся. Некоторые, между прочим, уверены, что этот "малыш" - дипломная работа будущего короля электросварки. На самом деле Патону тогда было уже 39 лет.

Кстати, изначально подумывали в конце Петровской аллеи сделать тоннель. Город развивался, и понадобилась дорога для транспорта из центра к роскошному Николаевскому цепному мосту (рядом с местом его былой прописки сегодня стоит мост Метро).

__20_.jpgПоскольку на аллее часто случались оползни, дорожники предложили не рисковать, а просто пробить тоннель. Но все решили деньги - вариант с подземным ходом был очень дорогой. Городские власти привлекли к проблеме видного инженера Патона. Профессор сразу же отбросил идею строительства тоннеля - он не хотел портить пейзаж и отдал предпочтение наземному передвижению. Тогда и решили заменить деревянного красавчика на уникальный мост без опор, способный благодаря своей конструкции пропустить под собою полноценную транспортную артерию.




Табличка соврала о возрасте моста

Согласно табличке, расположенной у начала моста, он появился ровно 100 лет назад - в 1912 году. На самом деле это не так. Патоновское детище устанавливали с 1909 по 1911 год, так что век ему стукнул немного раньше. Евгений Оскарович, если бы узнал об этой досадной неточности, расстроился бы: он был предельно пунктуален и щепетилен. Говорят, images_1.jpgработников Института электросварки, который он возглавлял, гуру встречал утром в дверях с часами в руках и бранил за опоздания. Правда, "бранил" - это несколько громко сказано. Патон никогда не позволял себе обижать людей. Одним из самых страшных ругательств из его уст было: "Сапог нечищенный!" 

Но вернемся к мосту. Многие были удивлены необычной идеей построить мост на земле, ведь обычно он соединяет берега рек. А оказалось, что мост возможен и на суше. Во избежание оползней, кручи укрепили бетонной стеной. Переброшенный над ними мостик был первым в мире металлическим однопролетным арочным мостом.



Самоубийц гонял городовой

Утопающий в зелени вековых деревьев и расположенный высоко над землей мостик располагал к романтике и любви. Было поверье, что если, взявшись за руки, пройти по мосту, то вы никогда уже не расстанетесь. С победой сексуальной революции ритуал трансформировался в необходимость поцеловаться во имя вечной страсти. Однако любовь не обходится без слез. Существует легенда, что из-за неразделенного чувства с моста в начале прошлого века бросился вниз юноша. Согласно другой версии, гимназист сорвался, когда, бравируя перед дамой сердца, пытался сделать стойку на перилах. В общем, влюбленный погиб. Дурное дело - не хитрое, и пример его заразителен. Потянулись сюда со своей безответной любовью и другие отчаянные, создав тропинке между небом и землей сомнительную славу. И мост прозвали "Чертов". Был период, когда киевские власти даже ставили на мосту городового, чтобы тот гонял оттуда желающих расстаться с жизнью.

Овеян был мост не только возвышенной любовью, но и вполне земной. Неподалеку от него располагалась "Кукушкина дача" - место в парке, где промышляли проститутки, которых называли кукушками. Они искали богатых клиентов в здешнем кафешантане "Шато-де-Флер" и, стоя под деревьями парка, кокетливо зазывали их: "Ку-ку, ку-ку!".

В советское время Парковый мост тоже выполнял функцию "платформы отбытия в лучший мир" для разочарованных в любви подростков. Его на некоторое время даже закрывали, но это не решило проблему, самоубийцам удавалось туда пробраться и спрыгнуть вниз.


Как мост на дрова разобрали

1957----.jpgПосле победы большевиков жилось довольно голодно и холодно. И части моста сильно пригодились горожанам. Это описал Михаил Булгаков в "Киев-городе": "Днем, в ярком солнце, в дивных парках над обрывами - великий покой. Начинают зеленеть кроны каштанов, одеваются липы. Сторожа жгут кучи прошлогодних листьев, тянет дымом в пустынных аллеях. Редкие фигурки бродят по Мариинскому парку, склоняясь, читают надписи на вылинявших лентах венков. В садах большой покой. В Царском светлая тишина. Будят ее только птичьи переклики да изредка доносящиеся из города звонки киевского коммунального трамвая. Но скамеек нигде ни одной. Ни даже признаков скамеечек. Больше того: воздушный мост - стрелой перекинутый между двумя обрывами Царского сада, лишился совершенно всех деревянных частей. До последней щепочки разнесли настил киевляне на дрова. Остался только железный остов, по которому, рискуя своей драгоценной жизнью, мальчики пробираются ползком и цепляясь".

До Второй мировой на мосту появились красавцы-фонари, от чего он приобрел еще более романтический вид. В годы оккупации Парковый мост пострадал. Кстати, в то время, в 1942-1943 годах, Петровская аллея носила название "аллея Бенито Муссолини"... После освобождения города мост отремонтировали, причем сам Патон внес кое-какие коррективы в конструкцию, вернув горожанам их любимую прогулочную трассу. Мост считается самым коротким в Киеве и первым в мире, построенным исключительно для досужего променада.

images_2.jpgВ 1983 году обветшавшие конструкции гениального творения Патона ради безопасности прохожих заменили точной копией, а прохудившийся оригинал передали в Переяслав-Хмельницкий историко-культурный музей-заповедник. Правда, там он выглядит не очень узнаваемо, ведь от него, по сути, остался лишь опорный ажурный "скелет" без деревянных перекрытий, фонарей и перил.

В Киеве же, гуляя по мостику, никто и не догадывается, что это копия того старинного сооружения. Репродукция оказалась настолько удачной, что новый мостик так же любим киевлянами, как и его предшественник. Сегодня это одно из самых романтических мест столицы. Народ по сей день продолжает любовные ритуалы, добавив сюда не только поцелуйчики, но и материальные свидетельства своих клятв верности: по новой традиции, влюбленные вешают здесь замочки, соединившие их сердца.

Елена ГРЕБЕННИКОВА