(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Кирилловская церковь

Десятки, а может и сотни тысяч киевлян ежедневно видят кресты и грушевидные купола этого сооружения сквозь окна транспорта. Для большинства оно является лишь фоном между станциями метро - «Дорогожичи» и «Петровка». Для некоторых это ориентир, указывающий на место пересечения крупных транспортных артерий - улиц Елены Телиги и Фрунзе. Многие знают название этой церкви, но очень мало тех, кто действительно понимает, какое уникальное сооружение видят ежедневно. А между тем - это настоящий шедевр архитектуры и сокровищница бесценных произведений искусства.
21_1.jpgКирилловская церковь - одна из 19-ти памятников архитектуры княжеской эпохи, сохранившаяся в Украине (хотя, если считать старейший храм Украины - собор Иоанна Предтечи в Керчи, то их будет 20). Современное архитектурное лицо церкви - результат работы гениального архитектора Ивана Григоровича-Барского, но еще большую ценность имеют фрески XII века, которыми покрыты стены храма, и росписи XIX века, среди которых шедевры Михаила Врубеля.
Народные предания говорят, что в древности в этой местности жил легендарный победитель змея Кирилл Кожемяка, поэтому она называется Кирилловские высоты. Здесь очень много пещер, в которых в позднем палеолите жили люди. Это доказал известный археолог Викентий Хвойка, открыв в 70-х годах XIX века Киево-Кирилловскую пещерную стоянку первобытного человека. В большой пещере, скрытой под слоем отложений, Хвойка обнаружил остатки 60-ти мамонтов, а также кости и зубы носорогов, пещерных медведя и льва. Но в XII веке не знали о существовании пещер в толще холма - за тысячи лет входы в них засыпались и заросли. Если бы Хвойка жил на 800 лет раньше - не видать бы нам сегодня Кирилловской церкви. Над пещерами такой большой храм никогда не построили бы.
Основателем Кирилловского монастыря был князь Всеволод, происходивший из рода Черниговских князей Ольговичей. Этот правнук Ярослава Мудрого начал княжить в Киеве в 1139 году, а через год он основал монастырь на Кирилловских холмах. Сначала все здания монастыря были деревянными, первое каменное сооружение появилось уже после смерти Всеволода. Ею стала Кирилловская церковь.

bashta1.jpgВсеволод был коварным политиком. Он вел постоянную борьбу с другими претендентами на Киевский стол, в частности с Мономаховичами. В военной борьбе пользовался услугами половцев, за что был страшно нелюбим народом и получил насмешливое прозвище «Чурило». Умер Всеволод в 1146 году. Его похоронили в вышгородской церкви Бориса и Глеба, а Великим князем Киевским стал внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович.

Кирилловскую церковь построила вдова Всеволода и родная сестра Изяслава Мария Мстиславовна. Этот храм стал семейной усыпальницей Ольговичей. Рядом с церковью впоследствии появились монастырские постройки: трапезная, братские кельи и кельи игумена. Вокруг монастыря построили деревянные стены и башни.
На соседнем с Кирилловским монастырем холме стояло Дорогожицкое укрепление (крепость «Дорогожица»), которое контролировало Черниговский, Вышгородский, Новгородский и Галицкий пути (название Дорогожичи обозначало место схождения дорог). Это придавало значимости монастырю, который также должен был выполнять фортификационные функции. Особую надежду возлагали на толстенные двухметровые стены Кирилловской церкви.

rekonstr1.jpgВ 1195 году в Кирилловской церкви похоронили участника похода против половцев, описанного в книге «Слово о полку Игореве», Великого князя Киевского Святослава. А в 1240-м Киев разрушили монголо-татары. Кирилловская церковь была ограблена, но осталась целой.

Судьба Кирилловской церкви и монастыря в период с 1240 года по XVI вв. неизвестна. В 1530 году, уже в Литовские времена, был составлен предельный акт земельных владений монастыря.
После Люблинской унии 1569 года началось массовое наступление католической церкви на Украине. В 1595 году среди многочисленных монастырей Киева лишь два остались православными - Киево-Печерский и Кирилловский. Эти обители защитили запорожцы и князь Константин Константинович Острожский.

Под конец XVI в. в Киеве начали селиться запорожские казаки. В окрестностях города они ставили свои курени, вокруг которых разбивали огороды. Таким образом, неподалеку от Кирилловского монастыря появился новый район - Куреневка. Казаки стали прихожанами Кирилловской церкви, поэтому они не смогли допустить превращения своего храма в униатский.

В 1605 году на средства Острожского был произведен ремонт монастыря: починили стены и крыши зданий.

solntsev.jpgВ первой половине 17 века монастырь изменил посвящение - он стал Свято-Троицким. Святая Троица, очевидно, была гораздо ближе казакам, чем египетский святой Кирилл.
Во времена Освободительной войны и Руины монастырь неоднократно опустошался. До конца его разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла в 1651 году.

В период с 1687 по 1697 гг. произошло восстановление монастыря. Средства выделил гетман Иван Мазепа, а руководил работами тогдашний игумен Иннокентий Монастырский. За особые заслуги Иннокентия Монастырского похоронили в Кирилловской церкви (в то время она уже была Троицкой Кирилловской), у самого алтаря.

После Смерти Монастырского игуменом был Даниил Туптало - будущий святой Дмитрий Ростовский. В Троицкой Кирилловской церкви похоронили его отца - сотника Савву Туптало - и трех сестер.
Во времена Освободительной войны и Руины монастырь неоднократно опустошался. До конца его разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла в 1651 году.

zishestia.jpgВ 1784 году Троицкую Кирилловскую церковь посетила императрица Екатерина II. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах церкви, со стихами во славу войска запорожского. Живопись Екатерина приказала забелить, а обитель закрыли. В монастырских постройках была размещена больница для душевнобольных. На территории построили новые больничные корпуса для «буйных». А в Кирилловской церкви служили только панихиды.

В 1860 году в Кирилловской церкви были открыты фрески 12 века. Открытие совершил священник Орловский, когда во время богослужения от стены отвалился кусок извести и батюшка увидел на стене лицо святого. Открытие имело общегосударственное значение. Фрески решили расчистить. Руководителем реставрационных работ назначили известного архитектора Александра Беретти. Но работы выполнялись плохо - несколько фресок было почти уничтожено. Беретти со скандалом отстранили от работы. Его правопреемником стал известный искусствовед, археолог и художник Андриан Прахов. Роль координатора работ взял на себя сам император Александр II.
Работа по реставрации фресок была очень сложной, ведь изображения были скрыты под многочисленными слоями краски и извести. Чтобы отчистить древние фрески, реставраторам пришлось фактически уничтожить прекрасную темперную живопись Алимпия Галика. Это была так называемая «меньшая жертва». Хотя живопись лаврской мастерской реставраторы вообще не считали искусством.
moisei.jpgvrubel_bogomatir.jpg
Тогда же был разобран уникальный резной позолоченный иконостас, выполненный Алимпием Галиком. Его передали в провинциальную церковь в селе Бортничи под Киевом. Он погиб вместе с церковью в 30-е годы прошлого века.

Фрески отчистили. Оказалось, что они укрывают стены не полностью. Места без живописи решили заполнить новой, написанной по свежей штукатурке. Для росписи церкви пригласили учителей и учеников киевской рисовальной школы Николая Мурашко. Среди них был будущий классик украинского изобразительного искусства Иван Ижакевич. Но гораздо большую ценность имеют работы, выполненные художником, которого Прахов пригласил позже - Михаилом Врубелем. Сейчас говорят, что Кирилловские шедевры Врубеля имеют планетарное значение.

angel.jpgВ советское время в 1929 году Кирилловскую церковь объявили историко-культурным заповедником, но, несмотря на это, в 30-е годы прошлого века были разрушены Благовещенская церковь-колокольня, кельи и каменная изгородь с башнями (правда каким-то чудом уцелела одна башня).

С 1965 года Кирилловская церковь входит в состав архитектурно-исторического заповедника «София Киевская». От психиатрической больницы ее отгородили неэстетичным бетонным забором.

Уникальность Кирилловской церкви

Первое документальное упоминание Кирилловской церкви датируется 1179 годом. По своей объемно-пространственной композиции и принципам отделки интерьеров эта церковь может считаться образцом древнерусского храма. Ее длина 20 метров, ширина - 15, а высота - 20. Ее восточную сторону формируют три полуциркульные абсиды. Церковь имеет крестово-купольную систему.

kladka2.jpgСтены церкви сложены из большого плоского кирпича, который имеет впечатляющую прочность - от 250 до 300 кгс на квадратный сантиметр. Кладка велась на специальном растворе, который состоял из двух частей хорошо погашенной извести, двух частей крупного речного песка и одной части измельченной кирпича - цемянки. И не верьте экскурсоводам, которые рассказывают о строительных растворах на куриных яйцах - это выдумка.

Стены церкви очень мощные. Их толщина колеблется от 1,72 до 1,96 м. dekor2.jpgНедаром храм выполнял, кроме культовых, еще и фортификационные функции.

Фрески 12 века, которые покрывают стены храма, занимают площадь в 750 квадратных метров. Все они объединены единым композиционным замыслом. Такой большой площади фресок 12 века нет ни в одном из восточнославянских храмов. Подписи к фрескам написаны на славянском языке. Это свидетельствует о том, что расписывали храм русские, а не греческие художники (как например, в Софии Киевской).

Одну из фресок Кирилловской церкви - «Ангел, который свивает небо», считают едва ли не лучшим образцом монументальной живописи всего периода Княжеской эпохи.

28_0.jpgПо художественной ценности с фресками 12 века в Кирилловской церкви можно сравнить стенопись, выполненную Михаилом Врубелем. Среди наиболее впечатляющих произведений художника многофигурная композиция «Сошествие Святого Духа», а также «Архангел Гавриил», «Космос», «Моисей», «Надгробный плач». Огромную ценность имеет мраморный иконостас, иконы которого исполнил Врубель на цинковых досках во время творческой поездки в Италию. Это иконы: «Богоматерь», «Христос», «Кирилл» и «Афанасий».
Вот такое действительно уникальное и шедевральное сооружение стоит на углу Елены Телиги и Фрунзе. И, пожалуй, парадоксально, что эта церковь является менее известной, даже среди киевлян, чем психиатрическая больница, расположенная рядом.

Текст и фото Р. Маленкова