(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Анатолий ХАЛЕПО: Киев - неповторимый! Все еще...

Экскурсовод об историко-архитектурных и ландшафтных жемчужинах столицы и о необходимости новых маршрутов



Недавно приезжали мои гости из-за границы. К их приезду я подошла ответственно: «перелопатила» весь интернет на предмет истории Киева. И, казалось бы, все прошло хорошо: рассказала об общеизвестных достопримечательностях центральных районов. Но в тех «сказаниях» не хватало естественности. Чувствовалось, что на практике не знаю города, в котором живу вот уже более 10 лет. А все потому, что дальше свободного владения информацией о пунктах своего частого пребывания по поводу работы и быта (где какие события происходят, где что лучше покупать...) не пошла.

Сейчас в столичных экскурсионных бюро очень популярно путешествие выходного дня. Поскольку выходных на новогодне-рождественские праздники предвидится много и, очевидно, родители с детьми приедут в столицу посмотреть на главную елку страны (на Майдане или во Дворце «Украина»), «День» разработал свой маршрут. Вместе с почтенным старейшиной киевского экскурсоводного цеха (проводит экскурсии с 1959 года), преподавателем Университета туризма, экономики и права Анатолием ХАЛЕПО пройдемся по печерским улицам, а потом поднимемся на гору Щекавицу.

ПО УЛИЦАМ ПЕЧЕРСКА

«Украинская столица - город, где не хватает людей, которые успевали бы делать открытия, - начал Анатолий Трофимович. - Он богат и сложен. Меняется непрестанно. Не всегда в лучшую сторону. Здесь немало уже известного. Но киевляне и гости столицы должны знать не только то, что знают во всем мире. Например, очень ли посещаема Кирилловская церковь? Нет! А Быковня? Тоже нет! Или же остановите одного-второго-третьего прохожего и спросите, бывали ли они на том месте, где Киев начинался? Очевидно, все дадут утвердительный ответ, имея в виду район Андреевской церкви, Национального музея истории Украины и Софийского собора. С одной стороны, это так, а с другой - не совсем. За музеем находится Замковая гора. Ученые в один голос заявляют: город был основан именно там!».

Так общаясь, от Софийской площади спускаемся к майдану Незалежности. Оттуда по Институтской улице поднимаемся к улице Банковой, 10. Национальный банк Украины видно издалека. Сначала это было двухэтажное здание, построенное как банк в начале ХХ века. Остальные два этажа - третий и четвертый - возведены в 1930-х годах. Надстройка оказалась очень искусной. «Я всегда говорю, что, проходя мимо него, будто бы оказываемся во Флоренции или Милане, - сравнивает Анатолий Халепа. - Это обычная вещь: что-то строят под что-то, как где-то когда-то было».

А вот уже Дом с химерами. Его построили по проекту выдающегося архитектора Владислава Городецкого в 1901 - 1903 годах как доходный дом (квартиры для съема) с помещением для его семьи. Название получил из-за скульптурных украшений, тематика которых - животный наземный и подводный миры, атрибуты охоты, сказочные существа. Благодаря характерной для модерна асимметрии чем-то напоминает Собор Парижской Богоматери. Кстати, сразу после его завершения не вызывал восхищения, мол, слишком оригинальный. Только впоследствии поняли, что оригинальность - это интересно! В наше время есть глубокие исследования, посвященные этому сооружению. В частности, «Архитектор Городецкий» и «Доходные дома Киева» Дмитрия Малакова. А писатель Олесь Ильченко написал роман «Город с химерами». (Дома, найдя произведение, я наткнулась на несколько интересных отрывков о Доме Городецкого. Вот один из них: «А как тяжело давалось строительство на Банковой! Пришельцы из снов подгоняли Городецкого, еще и время для выполнения условий пари истекало, а сооружение на многочисленных буронабивных сваях (гениальное изобретение коллеги и партнера пана Владислава - киевского горного инженера Антона Эмильевича Страуса!) росло настолько быстро, насколько его создатель мог брать взаймы деньги в банке. И каждый новый этаж фантастического здания архитектор закладывал в банке и возводил следующий этаж! Так рос дом номер десять... Но чудо на Банковой он все же (В. Городецкий. - Ред.) совершил! И, вопреки своей интуиции и предчувствиям, сам поселился в нем»).

Когда мы шли дальше, экскурсовод заметил, что за этими домами по улице Банковой есть дом этажей в 20.

- Здесь мы его не чувствуем и не видим, - говорил он, - но его видно с Владимирской горки, Левого берега. Однако в исторической части застройка должна регламентироваться, как повсюду в мире. Хочешь небоскреб - строй его на Березняках или Позняках.

- Мне рассказывали итальянцы, что в центре Рима просто заменили канализацию, а к старинным домам не прикасались, разве что если те требовали реставрации, - отозвалась я.

- Разумно, - утвердительно кивнул мой собеседник. - Ведь какие еще, возможно, археологические сокровища лежат под мостовой современного Рима!

Дойдя до Шелковичной, узнала, что когда-то на склонах в сторону Дворца спорта рос шелковичный сад (оттуда и название улицы). В ХІХ веке здесь сформировался аристократический район. Некоторые дома, построенные в то время, уцелели и являются украшением Киева. Наше внимание сосредоточилось на трех - под номерами 15/1, 17/2 и 19. Первый - бывший особняк почтенного советника при киевском генерал-губернаторе Николая Ковалевского. Построен в 1911 - 1913 годах Павлом Алешиным. Решен в романском стиле и внешне напоминает замок феодала или же закавказский храм. Архитектору удалось сделать практически невозможное - на небольшом участке размером 46 на 35 метров разместить усадьбу со всеми подсобными сооружениями. Кстати, фасад дома украшают кошачьи мордочки, одна из которых напоминает самого зодчего - он решил увековечиться в собственном творении.

Так называемый Шоколадный дом (названный из-за своего коричневого цвета) на протяжении более чем столетней истории имел разных владельцев - как физических, так и юридических лиц, говоря современным языком. Потом некоторое время стоял пустотой. Пока не нашлась группа людей, которые стали добиваться, чтобы там «поселили» детскую картинную галерею. Сейчас она вместе с филиалом Музея русского искусства здесь и находится. Но это легко сказать - трудно сделать, ведь на сооружение было много «претендентов».

Ремонт третьего здания еще не завершен, но фасад уже открыт. «До реставрации оно было однотонным и не производило особого впечатления, - отмечает Анатолий Трофимович. - И геральдического знака не было. Теперь в розово-кофейных тонах просто радует глаз! Напоминает средневековое сооружение ХII - ХIII веков где-нибудь в Европе. Само по себе - неповторимое, однако нет никакой интересной истории, связанной с его владельцем. Но можно «копать». О том, что не хватает людей, я говорю к тому, что в любом городе историки и краеведы собираются вокруг краеведческого музея. У столицы это был (и формально есть) Музей истории Киева. Но Кловский дворец, где тот размещался, отдали Высшему совету юстиции. В Украинском доме, куда его перевезли, условий нет, поэтому фонды держатся закрытыми».

Дальше наш маршрут пролегал к Киево-Печерской лавре. Правда, не к самой. Мы свернули в Лаврский переулок, где триста лет назад находились киевские ворота. Это место считалась окраиной, а центр был ближе к Крещатику и Подолу. Поднимаемся на вал времен Ивана Мазепы. По словам моего собеседника, вал искусственный. Между той насыпью и современным Мемориалом памяти жертв Голодоморов в Украине был ров. Рядом церковь Спаса на Берестове (название местности). Хоть я и бывала здесь множество раз (отсюда открывается фантастическая панорама на Днепр и Левый берег), но не знала, что храм - времен князя Владимира Мономаха. Правда, он разрушался, достраивался... Несмотря на это, его центральная часть производит поразительное впечатление. «Взгляните на эту стену (на центральной стене снята штукатурка и видно кладку. - Ред.), - показывает мой провожатый. - Это делают на древних сооружениях для того, чтобы показать фактуру. А вот выступает абрис, свидетельствующий о формах и размерах святыни восемь веков назад».

Тишина. Создается впечатление, что находишься не в мегаполисе, а в каком-то историческом городке/селе, на краю которого стоит церковь. В воскресенье и праздники там многолюдно. А так царит безмолвие. Красноречивое.

«Целые периоды из истории Киева и Украины отсутствуют в тематических экскурсиях, - затрагивает новую проблему экскурсовод. - Не так уж и просто заказать прогулку по столице времен Григория Сковороды, Богдана Хмельницкого или Ивана Мазепы. Это можно объяснить. Частично. Объектов времен Хмельнитчины осталось совсем мало - в период казачества (и почти до ХІХ века) строили из дерева. Но ведь путешествий, посвященных Лесе Украинке или освободительной борьбе 1917-1921 годов, тоже нет. Здесь есть над чем работать туристическим агентствам, управленцам культуры - Евро-2012 на носу!»

ЩЕКАВИЦА

По улице Олеговской поднимаемся на самый верх. По обе стороны современные коттеджи чередуются с домиками шевченковских времен. (Очевидно, владельцы последних поняли, что не нужно делать никаких надстроек, это само по себе дорогое имущество.) Дальше идем на самый верх горы Щека - основателя Киева. Это название так и не менялось. Правда, параллельно используют название Олегова могила. По легенде здесь похоронен Олег Вещий. В ХІХ веке его могилу искали, но так и не нашли. Скорее всего, князь покоится на горе напротив - в районе нынешней Обсерваторной улицы. Зато (уже позже) нашли фундамент древнерусской церкви, что свидетельствует о заселении данной территории. После Батыя Щекавица становится пустырем. Позже - кладбищем. А потом (до революции 1917 года) на ней разрастается нищая мещанская застройка.

Уже на самом краю мы наталкиваемся на огромные геометрические (треугольные, квадратные и кругообразные) каменные глыбы. Сразу закрадывается мысль, что здесь устраивают шабаши сатанисты или совершают свои обряды язычники. В действительности же камни сюда приволокли (другое слово сложно подобрать) выпускники Художественного института (в настоящее время - Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры). Так хотели отметить, во-первых, себя, во-вторых, место.

Перед нами открывается красивая панорама старого Подола, очень похожая на вид с высоты птичьего полета центра Кракова или Праги... Слегка посеребренные снегом крыши. Ослепительная позолота Андреевской церкви. Выразительная выпуклость Могилянки. Мгновенно приходят в голову созвучные с увиденным поэтические строки Лины Костенко: «Не час минає, а минаємо ми».

А за нами - промышленная зона (когда-то бедная Плоская часть столицы), Куреневка, Пуща-Водица (можно видеть ее леса), как на ладони - Оболонь, Хоревица, или же Лысая гора (что одно и то же). Как вы уже догадались, лучшей точки для созерцания города, чем Щекавица, невозможно найти!

«Я объездил практически весь бывший Советский Союз и могу точно сказать, что аналогов Киева найти сложно, - подытоживает Анатолий Халепа. - Он оригинален рельефом (каньоноподобные овраги, склоны...), древнерусскими храмами, наконец, многочисленными парками... Что-то подобное есть на Волге (река, холмы), в Москве. Но это не совсем то. Кроме того, Киев потенциально является городом не одного посещения. Как, например, Париж или Рим. Разве там можно все за раз осмотреть?.. Туда, как и в украинскую столицу, нужно приехать во второй раз, а, может, даже в третий».




Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Константина ГРИШИНА, «День»