Русская лаковая живопись - уникальное явление мировой художественной культуры.
Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов.
Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.
Русская лаковая миниатюра возникла в 1795 году под Москвой в селе Данилкове (позднее переименовано в Федоскино) на бумажно-картонной фабрике купца П.Коробова. На фабрике выпускали разнообразные изделия: табакерки, бочонки, коробки, шкатулки, стаканы, погребцы (сундучки) для путешествий, спичечницы, подносы, блюда для фруктов, вазы для цветов и др.
Расцвет росписи пришелся на середину 19 века, когда фабрикой владели преемники Коробова - купцы Лукутины. Поэтому миниатюру часто называют лукутинской. К концу 19 века промысел пришел в упадок. В 1904 году фабрика закрылась, а мастера (их было около ста человек) разбрелись по другим промыслам. Только в 1910 году миниатюристы объединились и создали "Федоскинскую кустарную артель бывших мастеров фабрики Лукутина". Начался новый этап в развитии культуры промысла.
Хоровод
Боярышня
Беседа
Хоровод
Ах,Настасья
Бой петухов
"Вдоль по улице"
С гор
Зимние забавы
Невеста
Отдых охотника
По воду
По воду
Слушают песню
У реки
Ярмарка
Подружки
Прятки
Рязанские напевы
Отъезд бояр после праздника
В гостинной
Ау
Во саду ли...
Под стожком
Гусляр
Девчата
Катание с горки
Метелица
Поцелуйный обряд
Боярский пир
Наперегонки
Откуда дровишки
"Пара серых"
Проводы масленицы
На рыбалке
Свадьба
Ярмарка
Летний сон
-Так называемое "письмо по сквозному". Это сложная система трехслойного письма ("подмалевок", "перемалевок", "лессировки и блики") на черном лаковом фоне с нанесением тонких прозрачных, полупрозрачных слоев краски по перламутру или листочкам фольги с лаковыми покрытиями после каждого слоя.
-Использование контрастных цветов, усиленных свечением сусального золота, серебра или перламутра.