(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Начало автомобильной эпохи в Киеве

«Автомобильная эпоха» в столице Украины ведет свой отсчет с лета 1897 года. Чудо техники, катившее по улицам без конной тяги, первыми увидели жители Подола. «Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж», - прокомментировала событие газета «Киевлянин».

До появления автомобилей по улицам привычно колесили извозчики, а также «киевские циклонетки» - трехколесные экипажи, являвшиеся особой гордостью жителей города, поскольку этот вид транспорта был детищем киевской технической конторы «Инженер Граф и Ко».

«Самодвижущиеся экипажи» поразили воображение киевлян. Каждый автомобиль собирал толпы зевак, горячо обсуждавших достоинства и недостатки нового вида транспорта. Водителям приходилось долго сигналить, прежде чем толпа расступалась, и можно было начинать движение.

Недовольными оказались только извозчики - гудящие «моторы» (так в обиходе называли тогда автомобили; а привычное ныне название «машина» относили исключительно к железнодорожному поезду и паровозу) не на шутку пугали лошадей. Да и потенциальные конкуренты возницам были ни к чему. Впрочем, конные экипажи просуществовали в Киеве вплоть до Второй мировой войны...

Едва ли не первым киевским автомобилистом стал «колбасный король» со смешной фамилией Бульон (его именем была названа улица Бульонская, ныне - ул. Боженко). Мемуаристы не раз вспоминали его шикарный красный автомобиль - рожок исполнял матчиш, а бегущая фигурка беса на радиаторе «показывала нос» пешеходам.

Новый вид транспорта являлся дорогим удовольствием - автомобили были импортными, однако в Киеве проживало немало состоятельных людей. Как грибы после дождя, на улицах стали появляться «Мерседесы», «Опели», «Форды», «Пежо».

В те годы киевские автомобилисты ездили как хотели - единых правил не существовало. Техническое состояние «железных коней» никто, кроме самих владельцев, не проверял. В результате случалось всякое: то мотор заглохнет посреди мостовой, создавая неудобства для движения, то, наоборот, тормоза откажут...

Газета «Киевский Луч» описывала один такой случай. «В воскресенье после полудня на шоссе Никольской слободки (ныне Броварской проспект - Авт.), где, благодаря праздничному времени, было много народу, показался автомобиль, который несся с головокружительной скоростью, не давая предупредительных сигналов. Испуганные пешеходы еле успевали сторониться. <...> У Николаевского моста автомобиль налетел на двух слобожан, отца и сына. Следующей жертвой была молочница, ехавшая на возу. Затем автомобиль наскочил на торговца, ехавшего с продуктами в Киев. Возмущенные очевидцы этого происшествия пытались остановить автомобиль - но тщетно, при этом снова был ранен дежуривший на мосту сторож. Наконец, автомобиль, за которым гналась большая толпа народу, был задержан слободской полицией».

Когда подобные случаи участились, городская мэрия начала контролировать техническое состояние «моторов», а также выдавать индивидуальные номера, которые надлежало устанавливать спереди автомобиля.

Рост числа автомашин вполне логично поставил вопрос о гаражах. Собственных тогда никто еще не имел - как правило, арендовали боксы в прокатных гаражах. А поскольку состоятельные владельцы личного автотранспорта проживали в центре, то и гаражи располагались там же. Центральный гараж находился на Фундуклеевской (ныне ул. Богдана Хмельницкого), 16. Остальные гаражи размещались неподалеку: на Крещатике, Лютеранской, Михайловской, Прорезной улицах.

Крупные гаражи предлагали своим клиентам не только боксы, но также комплекс услуг: ремонт автомобилей, их покраску, «испытание силы моторов» и даже справочно-автомобильное бюро.

Однако спрос на автосервис рос так стремительно, что в городе стали появляться как самостоятельные ремонтные мастерские, так и сервисные центры фирм-производителей, магазины по продаже автомобилей, пункты проката. И, конечно, курсы вождения - тогда их называли «школы шоферов».

Применение автотранспорта в жизни города расширялось. Так, врачи скорой помощи спешили к больным не только на шести санитарных каретах, запряженных лошадьми, но и на двух «моторах» фирмы «NAG». Пересели на автомобили и пожарные. VIP-персоны, в частности, приехавший в 1911 году император Николай ІІ, разъезжали по городу только на авто.

«В последнее время, - сообщал путеводитель 1913 года, - в Киеве появились извозчики на автомобилях». Это - не кто иные, как таксисты (само слово войдет в обиход немного позднее). В 1913 году по улицам города разъезжали 20 таксомоторов марок «Форд», «Додж» и «Кейс». Счетчиков в тех первых киевских такси еще не было, проезд оплачивался по договоренности. Однако таксисты запрашивали такие суммы, что это вызывало возмущение пассажиров. Поэтому вскоре, для снятия недоразумений, все «таксички» были оборудованы таксометрами.

Главная стоянка находилась на углу Крещатика и Николаевской (ныне улица Городецкого). Кроме того, в городе имелись еще 4 стоянки.

Киев настолько «автомобилизировался», что в 1913 году здесь начал издаваться иллюстрированный спортивно-технический журнал «Автомобильная жизнь и авиация», выходивший 18 раз в год. Ну а «самой автомобильной» улицей тогдашнего Киева следует признать Фундуклеевскую (теперь - улица Богдана Хмельницкого). На ней располагались и Центральный гараж, и Клуб автомобилистов, и автосалон «Ауто-Палясъ», и стоянка такси, и офис таксомоторного общества. Все объекты автомобильной «top 10» находились неподалеку от Оперного театра.
автор: Станислав Цалик