(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Кто охраняет киевские клады?

 Говорят, что на праздник Крестовоздвиженья на вершине холмов материализуется Царь Уж. Эта крупная змея с короной на голове является хранителем кладов. Иногда на кладоискателей набрасывается «Кот-Котобрыс» - черный кот с горящими глазами, самый страшный защитник кладов. По другим славянским поверьям, клады охраняет Ховала - дух с 12-ю светящимися в ночи глазами. Дух обитает там, где зарыт клад; ослепляет всех, кто пытается нечестным путем добыть сокровища (А. Кононенко, С. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. - К., 1993).
         По поверьям, клады являются в различных образах: стариком, лошадью, клубком, собакой, петухом. Толкните старика, ударьте собаку и они рассыплются в виде денег. Но как догадаться, кто перед тобой? Верное средство - иметь цветок папоротника.
         Если ночью или поздним вечером встретился человек, который предлагает вам деньги и водку - откажитесь, иначе не сможете воспользоваться найденым кладом. Более того, этот клад придется сторожить уже вам. Однажды перед одним кладоискателем появился призрак и произнес: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь, я вот тоже копал, копал, да сюда и попал; беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». На Аюдаге (Крым), согласно легендам, закопан медный медведь, набитый золотыми червонцами. Как только очередной кладоискатель воткнет рядом лопату, медведь тут же начнет реветь. Существуют поверья, что молнии часто бьют в места, где закопаны клады. Эти рассказы не лишены основания, так как почва, где зарыт клад, обладает повышенной электропроводимостью (Молния с комментариями  // ж. «Техника-молодежи», №10 1963).
        Вначале XIX в. в Киеве обитал идиот-оборванец Охрим-Латка. Вся одежда его была в заплатках. Подметили горожане, что в грозовые дни идиота так и тянет на днепровские кручи. Охрим весело плясал под проливным дождем и радостно мычал, глядя на небо. И вот однажды ночью в вершину горы, на которой бесновался оборванец, ударила молния. Утром благочестивые горожане забрались на холм, чтобы унести тело Охримки. Но покойника нигде не было, обнаружили лишь странную ямку. На ее обожженом дне лежала старинная золотая монета. Вскоре живого и невредимого Охримку увидели на Подоле. Одет он был в дорогой барский костюм и цилиндр, в руке держал лорнет. Вчерашний идиот-оборванец зашагал в сторону почтовой конторы, где уселся в готовый к отправлению дилижанс (В. Бурлак. Тайны старого Киева. - М., 2007). Видимо, удар молнии разбудил дремлющий ум Охримки. Придя в себя он обнаружил богатый клад, разрытый ударом «небесного огня».
         Еще Боплан в середине XVII в. писал, что каждый казак имеет свою «схованку» с захваченным у турок «добром». Под Уманью ходят упорые слухи о несметных сокровищах, спрятанных в казацкой могиле на окраине одного села. В этих местах воевал сподвижник гетьмана Б. Хмельницкого М. Кривонос. В коце 80-х гг. прошлого века из России приехал студент-археолог, владеющий приемами ведения раскопок. Поздно ночью, произведя предварительную разведку и взяв с собой помощника, он отправился на поиски сокровищ. Ночь была теплая и звездная, работа спорилась - земля черноземная и копалась легко. Дело близилось к полуночи, как вдруг лопата, упершись во что-то твердое, громко зазвенела. В тот же миг студенты увидели перед собой черную тень - в нескольких шагах от разрытой могилы, едва сдерживая за поводья разгоряченного буланого коня, гордо и уверенно держась в седле, на них строго смотрел незнакомец. Призрак казака наклонился к краю могилы и укоризненно покачал головой. Взмахнув нагайкой и закричав: «Чужого не займай!», он под топот лошадиных копыт, скрылся в темноте. Горе-кладоискатели в ужасе бежали от заколдованного места.
         Существовала даже примета, по которой казаки и гайдамаки закапывали награбленное в курганах: «Как солнце восходит - встань на курган и смотри на свою тень; заметь то место, где кончается тень от головы, беги и копай. Сверху будет железное кольцо, тяни и вытянешь шкворень; копай глубже, затем - дужка и казан».
          Всевозможные мистические уловки применяли хозяева скрываемых сокровищ. Так, клад, открытый в сентябре 1998 г. по ул. Владимирской 12, был зарыт с исполнением магического обряда. Яма под него была доведена до глубины чистого материкового суглинка - той самой «чистой земли», в которую язычники опускали покойников. Но этого оказалось недостаточно и владелец клада дополнительно очистил место огнем, о чем свидетельствует обожженность дна ямы и закопченность ее стенок.
         Очищение места огнем широко практиковалось в языческих обрядах славян. Огню поклонялись и киевляне, для которых он был олицетворением первоначально бога Сварога, а затем его сына Сварожича. Вера в магическую силу огня восходит, вероятно, еще к эпохе поздней бронзы, когда он использовался для очищения для погребения.
         Когда завернутые в лыко или лозу вещи были уложены в яму, их магически «закрыли» с помощью двух положенных сверху замков, прочитав, вероятно, при этом заклятие, должное вместе с ними уберечь клад от случайной находки.
          Находки замков в кладах не единичны. Иногда их дополняет или заменяет топор, призванный защитить сокровище и покарать грабителей. Известно два случая наличия в кладах ключей. Замки и ключи часто находят в жертвенных ямах XII-XIII вв. То же касается и миниатюрных копий топоров-амулетов. Находки самих топоров также известны как в кладах, так и в жертвенных ямах.
         Говорят, что место, где зарыт заклятый клад заметно издалека - по ночам над ним сияние пробивается. Это случается на Пасху и в ночь на 7 июля (Иванов день). 23 мая (день Симона Зилота) также считалось наиболее благоприятным временем для поисков подземных сокровищ. Но клад можно добыть только при исполнении определенных условий. Иногда условия так просты, что никому и в голову не придут. Не зная заклятия, произнесенного хозяином сокровища, начнете его разрывать: чем глубже будете рыть, тем глубже будет клад в землю уходить. Клады могут оберегать и убитые, «заклятые жертвы», зарытые в том месте, где лежат сокровища.
         Народные предания часто содержат подробные инструкции, как вести себя при обнаружении клада. Настойчиво советуют не забирать все сокровища, а оставить немного - на откуп невидимому стражу. Извлекать клад следует сбоку, а не сверху - сокровища рассыплются, а с ними рассыплется и заклятие. Кладоискателю строго запрещено браниться или поминать нечистую силу.
         Иногда клад зарывается «на определенное количество голов» - людей, которых необходимо убить, чтобы добыть сокровища. Клад, зарытый с недобрым зароком, нечистая сила старается кому-нибудь подсунуть: «Кто достанет такой клад, тот в добре не бывает: иль-бо умрет в одночасье, иль-бо с кругу сопьется, иль-бо в напасть попадет какую». Иногда заклинают на мать, на отца: добывший клад должен непременно лишиться кого-то из своих родных (Н. Маркевич. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. - К., 1860; М. Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - СПб., 2000).
        Нечто подобное произошло с Юрием К. Вырос он в старинном городке на западе Украины. Первый клад, еще в детстве, помогла ему найти домашняя свинья. Роясь в их огороде она наткнулась на небольшую шкатулку. Ее раскрыли и увидели полуистлевшие документы, письма и сверток, в котором оказались несколько перстней, серьги и пятьдесят золотых николаевских червонцев.
        В Гражданскую войну в доме его прадеда, бабушкиного отца, прятался молодой офицер армии Пилсудского. Когда в город входили красные, офицер ночью убежал и больше не возвращался. Должно быть, он и зарыл свои сбережения в огороде. Настроение у бабушки было мрачное: «Попомни мои слова, Юрко: клад всегда выкупа требует. Как бы теперь чего плохого не случилось». На вырученые деньги семья смогла переехать в Киев, о чем давно мечтала. Вот только бабушка умерла накануне переезда.
         Поступив на факультет истории искусств, Юра больше всего полюбил археологию - сказалась тяга к кладоискательству. Вместе с приятелями, такими же «черными археологами», Юра впервые узнал, что клады можно найти в любом старом доме. Подвалы и чердаки жители охотно захламляют, но вот чистят и разбирают крайне редко. Там скапливаются настоящие археологические пласты рухляди, среди которой попадается и нечто ценное.
        С возрастом юный кладоискатель набирался опыта. Он понял, что зарытые второпях клады - ничто в сравнении с кладами «постоянного хранения», погребицами или ухоронками. Они в старину заменяли торговому люду банковские сейфы. Делали ухоронки многоэтажными, на нижнем ярусе помещали самое ценное, а в верхний ярус часто наведывался и сам хозяин - пополнить запас наличности.
        Делали такие «сейфы» с защитой от пожара, выкладывали камнем и располагали на территории подворья владельца. В архивах Юра искал и находил старинные планы городов и городишек, где были обозначены усадьбы зажиточных купцов, каменные дома состоятельных горожан. Даже при полном разрушении таких домов их фундаменты использовали для повторного строительства.
         Первый свой настоящий клад Юра вычислил в Самаре, которую давно наметил себе как волжскую Голконду. Купеческий город стоит на торговом перекрестке, к тому же именно в тех местах постоянно случались то бунты, то набеги. На месте усадьбы зажиточного купца XVIII в. теперь стоял дом, построенный в 1899 г. Дом обветшал, но в нем все еще ютились жильцы, в основном старики. В одном из углов на глубине 2 м кладоискатель наткнулся на погребицу. Она состояла из трех уровней. На верхнем нашелся истлевший кошель с екатерининскими монетами, ниже лежала кубышка с золотыми монетами разных времен и народов. А на самом нижнем уровне покоились три безвозвратно истлевшие иконы в богатых окладах - золотых с самоцветами... Жаль только, что часть денег пришлось истратить не на квартиру в центре Киева, а на похороны мамы. Клад потребовал своего выкупа.
         Третий его клад, найденный под знаменитым «Домом с химерами» в Киеве, совпал с обширным инфарктом у отца... Юра нашел в киевских архивах упоминания о добротном многоуровневом фундаменте «Дома с химерами», куда по распоряжению хозяина был вмурован замаскированный сейф. Чтобы разобраться в его конструкции, кладоискатель связался со старинной английской фирмой, которая в 1895 г. делала тот самый сейф. После года подготовки он сумел пробраться в здание, где в то время размещались небольшие государственные учреждения. Он просто зашел туда к концу рабочего дня по какому-то пустяковому вопросу, а потом спрятался в туалете, дожидаясь, пока все уйдут.
         На втором уровне подвала и отыскался замурованный сейф. Старинная конструкция оказалась очень надежной, пришлось попотеть с набором слесарных инструментов. Однако содержимое сейфа оказалось весьма богатым. Вместе со старинными ценными бумагами, в том числе документами на вклады в лондонских банках, в сейфе оказалось немало дорогих ювелирных украшений (Охотник за сокровищами - Сайт «Байки кладоискателя», http://bajkikladoisk.narod.ru/).
         В усадьбе бывшей ц. Николая Слупского по ул. И. Мазепы (Январского восстания) 3/2 была обнаружена лабиринтная система подземных камер, соединенных между собой короткими отрезками галерей. Вход в эту систему открывался на краю днепровского склона, над Парковой дорогой. В стенах этого сооружения зафиксировано большое количество ниш для светильников, а также замаскированный тайник (к нашему времени уже пустой).
         Клад серебряных польских монет XVII в. был найден в пещере у подножья Уздыхальницы (р-н пересечения ул. Боричев Ток и Покровского пер.). Возможно, здесь распологался большой хозяйский погреб, используемый хозяином для тайника.   
Подземелья хозяйского типа занимают значительную часть из общей численности средневековых подземных сооружений Киева. Сведения о почти сотне древних погребов можно найти в книге Т. Бобровского «Підземні споруди Києва» (К., 2007).