(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Киевские яхтклубы конца 19 века

В Киеве активный отдых на воде стал популярным в 1880-е годы, и в кругу спортсменов, любителей катания на гребных и парусных шлюпках заговорили о создании яхт-клуба. В те времена Киев, несмотря на замечательные природные условия, отставал от многих губернских городов, не говоря уже о столицах. Здесь никогда не было недостатка в любителях катания на воде, но каждый чувствовал себя на реке в одиночестве. Тем более изготовление, содержание и хранение собственных шлюпок было связано с различными трудностями и значительными расходами.
Идея основать в Киеве яхт-клуб возникла еще при генерал-губернаторе князе А. М. Дондукове-Корсакове. В 1869-78 гг. он занимал высшую в Юго-Западном крае должность, а главное - был большим поклонником водного спорта. Но эту задумку удалось воплотить уже при его преемнике генерале А. Р. Дрентельне. Главными инициаторами были профессор университета св. Владимира А. Х. Ринек и инженер путей сообщения Н. И. Максимович. К ним примкнули энтузиасты из ученых, инженерных и торговых кругов города. Среди них - управляющий Обществом пароходства по Днепру А. Лишневский, военный инженер М. Фабрициус, директор газового завода Н. Саханский, доктор Э. Функе, граф А. Коновницын, архитектор В. Николаев, купец М. Рихерт и др. 42 учредителя поставили свои подписи под проектом устава Киевского яхт-клуба, который 6 марта 1887 г. утвердило министерство внутренних дел. Таким образом, подчеркнула газета «Киевлянин» в информации от 15 апреля, состав летних развлечений киевлян должен дополниться новым полезным заведением.
Первый пункт устава определил: «Киевский яхт-клуб имеет своей задачей привлекать местное население к плаванию на лодках гребных и парусных, также на паровых суднах и оказывать посильное содействие к улучшению их изготовления. Для достижения этой цели Общество приобретает и само строит гребные, парусные, паровые судна и устраивает гонки. Кроме того Общество имеет целью, как полезное вспомогательное средство для своих занятий, изучение плавания, гимнастических упражнений и катания на коньках».
30-03.jpg
На первом общем собрании учредителей, состоявшемся 18 апреля в Дворянском собрании на Крещатике (на его месте теперь Дом профсоюзов), командором яхт-клуба избрали 50-летнего заведующего кафедрой хирургии университета Александра Ринека. Тогда же рассматривались вопросы выбора на берегу Днепра места и устройства помещения для яхт-клуба, размера обязательных учредительских и членских взносов, определения дня ежегодного поднятия флага яхт-клуба, что символизирует начало навигации.
Уже 29 августа газета «Киевлянин» сообщила о завершении устройства пристани для яхт-клуба и о том, что над деревянной постройкой развевается клубный флаг. Здесь, в северной части Труханова острова, были клубная гавань и красивый парк. А зимой члены яхт-клуба собирались на ул. Фундуклеевской, 10 (ныне ул. Хмельницкого). А узнать больше информации про Багет, багетная мастерская, оборудование вы сможете на сайте http://www.facebook.com/l.php?u=http%3A%2F%2Fwww.fotofan.od.ua&h=GAQECjLjQ&s=1
Навигация 1888 г. началась в воскресенье, 15 мая. В тот день около пяти часов вечера на мачте клуба был поднят адмиральский флаг, затем праздновали спуск на воду первых трех прогулочных шлюпок и одной байдарки, построенных в мастерской яхт-клуба, и состоялась первая гребная гонка. На то время клубная флотилия состояла из 13 судов. Среди них - парусные ботики (легкое одномачтовое судно) «Лапоть» командора А. Ринека и «Волна» купца-лесопромышленника С. Могилевцева, четырехвесельная гичка (длинная узкая шлюпка с распашными веслами) «Фру-Фру», принадлежавшая вице-командору Н. Максимовичу, В. Шварцу и К. Гаазу, дамская прогулочная шлюпка архитектора Г. Шлейфера, паровой катер «Товарищ», которым совместно владели четверо членов клуба, и др.
В усадьбе яхт-клуба на острове уже были теплая мастерская, приспособленная для изготовления разного рода шлюпок, и плавучий шлюпочный сарай, где хранились лакированные суда. Планировался еще один павильон, и средства для него собрали по подписке со всех 162 членов клуба.
Вторая гребная гонка в 1888 г. состоялась через месяц - 12 июня. Из-за того что залив Оболонь был заставлен плотами, гонка прошла на открытой реке, вблизи пристани яхт-клуба. Программа состояла из четырех разрядов: в первом шли байдарки, во втором - лодки-гаги с выносными уключинами, в третьем - прогулочные шлюпки собственной мастерской и в четвертом - народная весельная гонка на любительских лодках. Победители получили от яхт-клуба денежные призы: первый - 15 руб. серебром, второй - 10 руб.
Деятельность яхт-клуба регулярно освещалась в местной прессе. Вот с какими подробностями «Киевлянин» рассказывал о последних в сезоне 1889 г. гонках, прошедших 26 сентября. Особый интерес тогда вызвала парусная гонка, в которой участвовали четыре ботика с выдвижными килями: «Волна», «Привал» (собственность В. Лешедко), «Лапоть» и «Гуляка» (последний - совместная собственность А. Ринека и Н. Максимовича). По парусности, утонченности контуров и оформлению это судно было одним из лучших в яхт-клубе. Также привлекал внимание «Привал», скомбинированный из двух лодок.
Гонку парусников выиграла «Волна» с рулевым С. Истоминым. Она преодолела дистанцию в три версты (верста = 1066,8 м), три круга с шестью поворотами за 39 мин. 30 сек.
В другом классе соревновались парусные шлюпки без выдвижных килей. На эту гонку записались тоже четыре участника - шлюпки «Дружба», «Ольга», «Леля» и «Чайка». Сразу со старта вперед вырвалась «Дружба», которой управлял сам владелец шлюпки А. Флейшер, но в итоге его опередила «Ольга», пройдя две с половиной версты за 26 мин. 12 сек. Ее рулевой К. Микини получил приз яхт-клуба - серебряный значок. А владельцем шлюпки-победительницы был архитектор Г. Шлейфер. Свою лодку он назвал именем жены Ольги Георгиевны.
К сожалению, подчеркнула газета «Киевлянин», пасмурная погода не позволила собрать в тот день достаточного количества публики, хотя 1-е Общество пароходства на Днепре предоставило в распоряжение членов яхт-клуба и их гостей один из своих пароходов. А еще во время гонки и на обеде играл оркестр военной музыки. 30-02.jpg
Спуск флага в ознаменование завершения сезона 1889 г. назначили на воскресенье 1 октября. В программе этого мероприятия были «семейный завтрак» и общая прогулка на шлюпках до устья Десны. В таком коллективистском настроении развивалась вся деятельность Киевского яхт-клуба.
В течение первых 10 лет существования клуба его мастерская изготовила 110 судов разных типов. На Всероссийской выставке 1896 г. они были отмечены серебряной медалью, но главное - их стоимость снизилась на 70-80%. Подсчитали, что за 10-летие клубные суда осуществили в сумме 20 827 плаваний. И очень показательным было то, что на воде стали появляться шлюпки, подобные яхт-клубовским. То есть первый пункт устава выполнялся.
Благодаря заботе клуба о своей усадьбе на Трухановом острове этот еще недавно песчаный пустырь превратился в зеленый уютный уголок с аллеями, цветниками, разными устройствами для гимнастики и детских игр. Сообщение между киевским берегом и усадьбой клуба поддерживалось на собственном паровом катере. Газета «Киевлянин» 23 июня 1897 г. справедливо писала: «В настоящее время усадьба и летнее помещение яхт-клуба является для многих киевлян единственным в своем роде местом для отдыха, спорта и спасения от летней городской духоты и пыли».
С 29 мая по 15 октября 1913 г. в Киеве проходила Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка. Она стала главным поводом для одновременного проведения в городе Первой Российской олимпиады, официальная часть которой прошла 20-24 августа. А в ее дополнительную программу среди разных видов спорта вошли гребные и парусные гонки. Ведь условия для проведения соревнований в яхт-клубе на Трухановом острове были хорошие.
30-01.jpg
Последний, 1914 года, состав руководства Киевского яхт-клуба был такой: командор - инженер А. Страус, вице-командор - доктор медицины Е. Гарнич-Гарницкий, секретарь - адвокат В. Яценко, заведующий хозяйством - А. Бонч-Бруевич, ревизионная комиссия - архитектор Е. Ермаков, инженеры И. Отт и А. Сироткин. Кроме любителей весла и паруса, объединившихся в яхт-клубе, работали кружок парусников, спортивный кружок Алексеевского (Труханова) острова, польский кружок гребного и парусного спорта, речной мотоклуб. Однако им всем - страстным любителям водного спорта военного 1914 года - история оставила немного времени...
Материал взят с большой благодарностью у Виталия КОВАЛИНСКОГО