(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Святые ворота Покровского монастыря

Святые ворота Покровского монастыря

Комплекс Киево-Покровского женского монастыря, расположенный вблизи нынешней улицы Артема, начал складываться в 1889 году. То был год основания обители, созданной по замыслу и на средства великой княгини Александры Петровны - жены в. к. Николая Николаевича, брата императора Александра II.

Несколько значительных построек монастыря сохранились до нашего времени; реставраторы восстановили в прежнем виде главные святыни - Покровскую церковь и Николаевский собор (самый крупный храм Киева). Их история достаточно изучена и отражена во многих публикациях.

Значительно меньше известно о сооружении более скромном, зато очень приметном. Для многих именно с него начинается монастырь. Речь идет о Святых воротах - парадном въезде в Покровскую обитель, расположенном в перспективе Бехтеревского (прежде Дионисиевского) переулка. 

При воротах была устроена также сторожка, а все вместе составило эффектный, в высшей степени необычный объем.
В свое время я уже посвящал здесь несколько строк тем скудным сведениям, которые удалось собрать об этом сооружении. Но хотелось бы рассказать больше, к тому же появились новые соображения. Итак, совершим прогулку в прошлое Святых ворот Покровского монастыря.

Прежде всего, надо отметить стилевую особенность ворот. Весь комплекс монастыря был последовательно выдержан в так называемом «русском стиле» (говорят также «псевдорусский», «ложнорусский»), распространившемся по всей Российской империи во второй половине XIX века. Его формы и детали представляли собой подражание московско-ярославскому зодчеству XVI-XVII веков. 


Покровский монастырь. Художник Иван Ижакевич. 1910-е гг.

Если в Великороссии такие подражания нередко оказывались в одном пространстве со старинными подлинниками, то в Киеве и других украинских городах давняя архитектура развивалась по другому пути. И для наших земляков конца позапрошлого столетия «русский стиль» представлял собой заимствованный экзот - примерно такой же, как неоготика или «мавританский стиль» и т.п. Хотя, конечно, культивировали его порой не столько из эстетических, сколько из идейных соображений: демонстрация «истинной русскости» и т.п. А в церковном зодчестве империи, кроме «русского стиля» да еще «византийского стиля», другие почти что и не применялись.

Так вот, стандартный набор деталей «а ля рюсс» известен любому: луковичные главки с тонкими шейками, шатры, пояса кокошников, «пузатые» колонны, килевидные очертания арок, арки с «гирьками» и пр. Если бы Святые ворота захотели оформить из того же ассортимента, вышло бы что-то вроде других ворот того же монастыря, со стороны улицы Львовской (Артема). Отметим, что всего в обитель вели четыре входа: главный - через Святые ворота, Экономический - арка в каменной стене чуть правее Святых ворот, Житомирский - с Львовской ул. и северный - фигурная арочка со стороны Глубочицкой ул.

К сожалению, ни их архитектурного проекта, ни документов, непосредственно связанных со строительством ворот, найти пока не удалось, но есть кое-какие соображения по части даты и авторства.

Когда я работал с материалами о Покровском монастыре, встретил два подробных плана его территории 1890-х годов. Один из них был составлен в 1896-м, и на нем со стороны переулка Святых ворот еще не было.

Между прочим, в 1903 году монастырь выкупил этот дом у Софроновичей и сам получал от него доход.
Лицевая плоскость арки первоначально была покрыта сложными обрамлениями размещенных здесь же икон. Икона Покрова непосредственно над проездом существует и в настоящее время.

Остальные, к сожалению, не сохранились, и вообще фасад Святых ворот значительно упрощен. На старых снимках трудно разглядеть, какие святые изображены слева и справа от проезда. Могу лишь допустить, что там были лики мученицы Александры, царицы Римской - святой покровительницы в. к. Александры Петровны, и Николая Мирликийского, соименного ее мужу.

Кто же проектировал необычное сооружение? Конкретных документов на этот счет, повторяю, я покамест не встречал. Но уместно будет обратить внимание на тот факт, что в 1896 году - примерно тогда же, когда появились Святые ворота, - был подготовлен проект Николаевского собора Киево-Покровского монастыря и совершена его закладка.


Николаевский собор Покровского монастыря. С открытки 1910-х гг.

На проектном чертеже собора там, где должна быть подпись автора, написано буквально следующее: «По эскизу Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича исполнил Академик Архитектуры Владимир Николаев. 1896 г.»


Проект Николаевского собора, 1896

Таким образом, у собора было два автора. В. к. Петр Николаевич, сын Александры Петровны, архитектор-любитель, и Владимир Николаев - профессионал, академик, в ту пору киевский епархиальный архитектор. Как мы сейчас увидим, некоторые подробности сближают тех же двух автором и со Святыми воротами.

 
Владимир Николаев. В.к. Петр Николаевич

...Архитектурные проекты Петра Николаевича в свое время пользовались известностью, их не раз публиковали. Конечно, налет аматорства был очевиден, но привлекало оригинальное образное мышление, некая антропоморфность построек.

Что же касается Владимира Николаева (строившего, как документально известно, Покровскую церковь и многие другие корпуса обители), то буквально вслед за появлением ворот Покровского монастыря, в 1897 году, он подготовил проект въездной арки на территорию казенного спиртового склада на Демиевке. 



Своеобразная форма проема - точь-в-точь такая же, как у Святых ворот.

Эта арка на Демиевке, кстати, сохранилась (просп. 40-летия Октября, 6). 



На месте спиртового склада последние несколько десятилетий действует завод резиновых изделий.

Но ворота на Демиевке в целом все же более традиционны, в духе распространенного тогда "кирпичного стиля". А Святые ворота были настолько непривычны для своего времени, что не будет, пожалуй, сильным преувеличением утверждать: здесь киевская архитектура встретила "первую ласточку" художественных принципов модерна. 

...Антропоморфные архитектурные решения великого князя наталкивали на некие ассоциации и в отношении Святых ворот. Так, долгое время мне казалось, что со стороны обители они напоминают голову витязя из «Руслана и Людмилы».

В общем-то, этот образ был тогда популярен: опера Глинки по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» не сходила со сцены городского театра. И в этом виделось некое подтверждение «русскости стиля».

Однако в общении с сестрицами обители, занимающимися ее историей, я услышал иную ассоциацию: для них ворота с этой стороны были скорее похожи на иноческий головной убор, надвинутый почти на брови.


В. к. Александра Петровна в скуфье.

Это навело на дальнейшие соображения. Ведь, с другой стороны, лицевой фасад Святых ворот в их первоначальном виде напоминал венец, диадему! Даже как бы с жемчужинами по контуру.


Святые ворота. Фото 1910-х гг.

Еще отчетливее эта параллель с венцом видна на панорамном изображении монастыря 1912 года. (Не удивляйтесь, что дома Софроновичей здесь нет: изображение рукотворное, и автор просто не стал рисовать этот дом, чтобы он не загромождал панораму).


Панорама Киево-Покровского монастыря, 1912. Фрагмент

И тогда возникает новая гипотеза касательно образной сути постройки. Быть может, вложенный в нее замысел таков: с внешней - мирской - стороны Святых ворот нас встречает роскошный венец, напоминающий о царственном величии великой княгини - основательницы обители. А с внутренней стороны, уже находясь на территории монастыря, мы видим смиренное одеяние, пришедшее на смену придворной роскоши. В таких выразительных образах воплощено все уникальное значение Киево-Покровской обители.

Можно вспомнить еще и о том, что упоминавшаяся выше закладка Николаевского собора состоялась в августе 1896 года при личном участии царя (положившего первый кирпич в основание) и царицы. Напрашивается мысль: не к приезду ли высочайших гостей постарались украсить Святыми вратами главный вход в монастырь? Если это так, то тем более вероятно, что на фасаде арки помещались иконы Свв. Николая и Александры: ведь императора и императрицу, которые, быть может, первыми торжественно вступили в обитель через эту арку, тоже звали Николай и Александра!

Кстати, Николай II и в последующие свои приезды наведывался в Покровский монастырь (а бесплатную больницу при киевской обители, носившую его имя, после смерти великой княгини содержал фактически из личных средств, выплачивая на ее нужды 80 тысяч рублей в год). Сохранился фотоснимок выезда царского автомобиля из Святых ворот в 1915 году.


«Киевская мысль». Иллюстрированное приложение, 1915.

За последние десятилетия в Покровском монастыре многое изменилось к лучшему. Обезглавленные в советские годы, храмы обители теперь вернули свой красивый и величественный облик. Думаю, что настало время и для реставрации Святых ворот. На это не потребуется больших средств, а выигрыш в художественном впечатлении может быть довольно значительным.


Михаил Кальницкий