(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

Пионеры украинского телевидения - о первом киевском телеэфире в 1973 году

40 лет назад телевидение вошло почти в каждый украинский дом.

Республиканская передающая телестанция с башней на Сырце в Киеве охватила вещанием огромную территорию Советской Украины с десятками миллионов ее жителей. Первый сигнал с телебашни пошел сразу после ввода в строй этого уникального сооружения - 16 августа 1973 года. Телевидение стало доступным для 85% украинцев.


Город прямого эфира

В прошлом веке в Киеве в разное время было построено аж три телецентра. В 1939-м начал работать первый из них - в помещении Украинского дома радио. Первая трансляция состоялась 1 февраля. Она представляла из себя статичную передачу в эфир фотографии Серго Орджоникидзе.


Диктор Е. Николаева и оператор Ю. Федоров, 1959 г.

Позже время от времени передавались концерты мастеров искусств. Зрительская аудитория состояла всего из нескольких десятков человек - тех, у кого были телеприемники. Возможно, время голубых экранов в нашей стране началось бы гораздо раньше, если бы не разразилась война.

Второй телецентр начали строить в 1949-м, прямо на руинах разбомбленного Крещатика.

«Весь Крещатик, вся Прорезная были разрушены, - вспоминает Юрий ОМЕЛЬЯНЕНКО, автор проекта и строитель новой телебашни на Сырце и первый директор Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения Украины. - Власти стремились как можно быстрее восстановить город. Никита Хрущев - тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины - и Лазарь Каганович, приехавший в Киев, долго рассматривали его руины, ходили по городу и вдруг неожиданно предложили: «А давайте здесь, на Крещатике, построим телецентр!». В Москве к тому времени телецентр уже год как работал. На стройку бросили специалистов-связистов, студентов, строителей, пленных немцев. Позвали и меня - как единственного в республике на тот момент дипломированного специалиста в области телевидения. А через два года мы уже организовали трансляцию парада в честь празднования Великого Октября. Это был первый эфир в истории советского телевидения. Чтобы его организовать, нам пришлось взобраться на бетонные перекрытия третьего этажа еще не построенного здания телецентра, установить там камеры и оттуда - из оконного проема - вести трансляцию. Передача длилась около полутора часов».

Международный телемост Киев-София, ведущая Л. Лысенко, 1985 г.

Третий телецентр - это всем известное современное здание, прозванное в народе за его оригинальную конструкцию «карандашом», - начал работать аж 42 года спустя, и этой осенью он готовится отметить свой 20-летний юбилей. Интересно, что здание поныне так и не достроено до конца.


«Здравствуйте, дорогие радиозрители!»

Прямой эфир в 1951-м, прославивший Украину на весь СССР и ставший отправной точкой в истории начинающегося телевидения, стоил киевским специалистам-связистам немалых нервов.


Оператор Ю. Бардаков, первая студия после 1978 г.

«За два дня до этого четыре связиста стали проверять сигнал - идет ли, - рассказываетдиректор Музея телевидения Национальной телекомпании Украины Лариса БОГДАНОВА. - Они развезли несколько сотен телевизоров по разным уголкам Киева: по родственникам, знакомым и дали пробную трансляцию с кинопленки. Пустили фильм и давай звонить, выяснять, что видят люди у экранов. Фильм, к слову, был совершенно лишен идеологической подоплеки и рассказывал о жизни чукчей на Севере. Его выбрали лишь потому, что качество пленки оказалось отменным. По ней и настраивали передатчик. Впопыхах, правда, перевернули пленку и первые несколько минут собачьи упряжки бегали по экрану задом наперед. Это, впрочем, мало кто заметил: первый сигнал был таким, что зрители могли лишь различить какие-то шевеления на экране. На следующий день дали уже фильм «Ленин в Октябре». Лента прошла на ура. Все увидели кино. А еще через день транслировали парад. Так родилось украинское телевидение».


О.Даниленко и Е.Николаева за пять минут до прямого эфира, 1960 г.

Первые передачи в 50-е годы были короткими, а первые дикторы - немногословными. Они объявляли участников концертов и читали короткие сообщения. Одна из них - Ольга Даниленко - приветствовала аудиторию, собравшуюся по ту сторону экрана, обращением, которое придумала сама: «Здравствуйте, дорогие радиозрители!». Тогда определения «телезрители» еще просто не существовало.

«Требования к дикторам были весьма жесткие, - говорит Л. Богданова. - Например, строгий официальный дресс-код: в кадре можно было появиться только в пиджаке, в длинной юбке (брюки категорически запрещались), одежда - застегнута на все пуговицы. Никакой открытой шеи или рук. И это при том, что в студии, где работали лампы высокого накаливания, температура повышалась до 45 градусов».

Телевышка вместо Лавры

Киевское телевидение год от года становилось все больше популярным. «Театры взбунтовались, - вспоминает Ю. Омельяненко. - Что это такое? Вы оттягиваете зрителей в вечерний час. Так к нам скоро совсем перестанут ходить!».

Скоро свои телецентры появились и в некоторых регионах: во Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове. Тем не менее, большая часть Украины - преимущественно центральная - оставалась без этого средства массовой информации. Центральное республиканское телевидение не могло полностью выполнить свою функцию - охватить максимально большую территорию. Не хватало мощности передатчика.

«Нужна была новая вышка - с таким мощным сигналом, чтобы закрыть эту плешь, - рассказывает Омельяненко. - В Москве, к слову, тоже началось сооружение новой - Останкинской башни. Так появился и наш проект».

Чтобы сэкономить на материалах и времени, приняли решение строить башню из металла, но не фиксировать ее элементы болтами, а сваривать - уникальную технологию бесшовной сварки разработал институт Патона. Так удалось возвести сооружение, превышающее знаменитую Эйфелеву башню (тоже возведенную из металла) на 61 метр. При этом потребовалось втрое меньше металла: 2,5 тысячи тонн вместо 7 тысяч.

Телевышка на Сырце


«Для того чтобы башня и вся станция могли быть максимально функциональными, надо было найти для нее наиболее оптимальное место, - продолжает Юрий Иванович. - Кто-то предлагал возвести телевышку на левом берегу, на Сырце и даже - на месте Киево-Печерской лавры! Левый берег мы отмели сразу: он ниже правого на добрых 90 метров. По поводу Лавры я взбунтовался: как можно менять бесценный исторический памятник на телецентр? Наконец остановились на Сырце. Здесь, конечно, тоже пришлось повоевать. Ведь надо было строить на месте старинного захоронения. Но этот вариант оказался оптимальным. С вводом телевышки в действие, с первым эфиром стало понятно: мы вышли на первое место в Союзе по охвату территории и до сих пор держим это первенство!».
Трансляция октабрьского парада с Крещатика, 7 ноября 1951 г.


ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ


Юрий Иванович ОМЕЛЬЯНЕНКО - первый кадровый телевизионщик в истории Украины. Когда он учился в Киевском политехническом институте (а это был первый послевоенный выпуск), такой диковинной на тот момент дисциплины как «телевидение» не было в программе. Юрий, однако, настоял, чтобы изучать эту интересную науку самостоятельно. Вскоре Омельяненко оказался обладателем первого «телевизионного» диплома в стране.


КСТАТИ

Сегодня мало кто догадывается, что передача изображения на расстоянии, с чего, собственно, и зарождалось электронное телевидение, - это находка не только ленинградского профессора Бориса Розинга, но и его учеников - в частности, украинца Бориса Грабовского, сына поэта Павла Грабовского. Документы свидетельствуют, что именно Борис Грабовский первым додумался, создал и продемонстрировал первый телеприемник. Ему же впервые в мире удалось передать изображение человека на расстояние 20 м. Однако это ноу-хау так и не было зарегистрировано на его имя.


Шесть особенностей Киевской телебашни:

  • Скреплена методом бесшовной сварки, уникальным для подобных сооружений.
  • Единственная в мире строилась с помощью системы так называемого «подращивания» башни, когда сначала свариваются верхние элементы, потом поднимаются на домкратах и под них подгоняются нижние.
  • Относится к числу самых высоких сооружений на планете и единственное цельнолитое сооружение такой высоты в мире.
  • Не может быть доступна для туристов: имеет небольшое внутреннее пространство и всего два лифта: один пассажирский на 9 чел. и рабочий на бригаду из 4 чел.
  • Верхняя часть башни легкая и поэтому очень подвижна и неустойчива: радиус ее наклона от ветра может достигать 6 м, что совершенно не грозит самой башне, но крайне дискомфортно для людей.
  • Ремонт и покраску башни проводят в специальном режиме раз в пять лет. На ее косметическое обновление требуется больше 8 т краски.

Светлана ГОЛЛАНДС


При подготовке материала использованы данные и архивные фото Музея телевидения НТК, а также фото из личного архива Ю.И. Омельяненко.
Аргументы и факты в Украине№33