(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

О киевских фонарщиках.



...А фонари горят в закатной мгле,
Их ярок свет, и не поставить точку!
Фонарщик нужен людям на земле,
Ведь без него темна дорога ночью!

Крупные города освещались во все времена. Древние римские, греческие, египетские столицы освещались по ночам факелами, кострами на площадях и масляными лампами. Следить за этим нужно было ночной городской страже, отдельной должности осветителя не существовало. Она впервые появилась в XVII веке во Франции, но ее появление вызвало резкое сопротивление духовенства.
Христианская церковь плохо относилась к языческой традиции освещения городов. Духовенство считало, что если Бог создал ночь темной, то человеку не следует нарушать установленную гармонию. В Средневековье многие считали фонарщиков слугами диявола, противясь освещению как таковому, поскольку устойчиво было мнение, что это приводит к упадку нравов, плохо скажется на здоровье горожан, которые будут чаще гулять по ночам, а также поможет преступникам. 
В Европе первые фонари горели на спирту. Ночами горожане забирались по столбу, тушили огонь и вычерпывали спирт. 438px-brest_lamplighter.jpgПоэтому и появилась современная модель фонаря - со стеклами. Фонари запирались на ключ. После появления застекленных фонарей спирт продолжали пить только сами фонарщики, и у горожан еще долгое время образ человека этой профессии ассоциировался с беспробудным пьянством. 
С наступлением ночи улицы Киева в начале XVIII в. погружались во тьму. Уличного освещения не было. Лишь в 1781 г. к приезду цесаревича Павла Петровича магистрат обязал каждого владельца усадьбы на Подоле установить у ворот по два фонарных столба. Но неизвестно, долго ли эти фонари освещали улицы, так как лампы заправлялись светильным спиртом (смесь винного спирта со скипидаром), что для горожан было очень дорогим удовольствием. А всё потому, что и киевские фонарщики были беспросветные пьяницы!
Позднее фонари стали заправляться конопляным маслом. Горожане старались обходить такие фонари стороной - масло капало с них, оставляло на одежде пятна и въедливый запах. А фонарщики часть масла забирали домой - заправлять кашу.
«Далее, ради бога, далее от фонаря, - писал Н. В. Гоголь, - и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом".
Конопляное масло зажигали «в ночное время токмо в темные часы по присылаемым из академии о темных часах таблицам».
Бедные фонарщики фонарным маслом с удовольствием сдабривали кашу. Трудно винить их в этом, поскольку масло «чисто, для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же из сухих коноплей в привозе нет».
В 60-е годы XVIII века предприниматели попытались перейти на хлебный спирт, но половина спирта предсказуемо исчезала - буквально через полчаса после выдачи «горючего» фонарщики были неспособны к работе. И тут появился керосин, его назвали «фотоген», это слово какое-то время обозначало и сами фонари нового типа. Когда фонарное топливо стало невозможно употреблять внутрь, его еще вполне можно было использовать для хозяйственных нужд, и в городах по-прежнему было темно по ночам. Как писали современники о московском уличном освещении, «фотоген Боаталя перед домом обер-полицмейстера горит как солнце, а чуть подальше все тускнеет, тускнеет...».
Освещение включалось не каждый вечер. В график работы, к примеру, киевских фонарщиков не входили два самых светлых летних месяца - июнь и июль. Кроме того, фонари не работали в "ночи, в которые по календарю должна светить луна" (дни полнолуния). "Если эти ночи светлы, - писалось в договоре, - то фонари не освещаются, если же будет облачно, или вообще не довольно светло, то гг. предприниматели обязаны освещать за свой счет фонари без особой платы, сверх 1800 часов в год. Указывать, требует ли состояние погоды освещение фонарей в ночи, показанные по календарю лунными, предоставляется городской думе или одному из ее членов, которому будет сие поручено".
В начале XIX века фонари стали газовыми. В Киеве в 1872 году известный инженер и предприниматель Аманд Струве построил два газовых завода и запустил газовое освещение на Крещатике. К фонарям подводили специальный светильный газ, который нужно было вечером зажигать, а наутро гасить. С этого момента специфика работы фонарщика стала меняться. Теперь, когда ему уже не нужно было заливать масло, спирт или керосин, его основной задачей стало просто зажечь фонарь. Для этого лезть наверх стало не обязательно. Поэтому фонарщику выдавался длинный шест, с помощью которого он открывал одну створку шестигранного фонаря, зажигал фитиль и закрывал створку. Только на этом этапе предпринимателям удалось остановить воровство. Кроме шеста, украсть было нечего. Фонарщик должен был зажечь фитиль в установленное время, разное для каждого месяца. 
Как писал м.Булгаков: «Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическом будущем человечества, в их сплошных окнах, где были видны неустанно мотающие свои отчаянные колеса машины, до корня расшатывающие самое основание земли. Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом».
Одной из неприятных особенностей рожков Струве было их свойство ни с того ни с сего выбрасывать огромные языки пламени. На глазах испуганных горожан уличные фонари иногда превращались в гигантские факелы, полыхавшие целые ночи. Гасли светильники под утро самостоятельно, корда прекращалась подача газа.
Газовые и керосиновые фонари боролись за городские улицы до XX века. Не победили ни те, ни другие. Победило электричество. Новый тип уличного освещения к 1918 году навсегда отправил в прошлое профессию фонарщика.
Сегодня старинная традиция в порядке исторической реконструкции возродилась в Праге. Там в туристический сезон человек в старинном плаще и цилиндре зажигает на улицах газовые фонари. Говорят, если встретишь его, надо обязательно дотронуться до его одежды на счастье.
Но пришел век просвещенный и Киев шагнул в «суетное электрическое будущее», но это уже совсем другая история....