(044) 362-30-59
,
(067) 917-77-46

The history of urban life

Губернатор Кутузов осветил Киев фонарями и завел "народных дружинников"

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов за свои 68 лет сделал блистательную военную карьеру, но занимался он не только сражениями. Светлейший князь генерал-фельдмаршал, 200 лет назад разгромивший Наполеона, первый в истории империи получивший все четыре Георгиевских креста, полтора года был генерал-губернатором Киева. Знаменитый генерал считал столицу Малороссии скучным городом, но благодаря ему в Киеве появились народные дружинники и масляные фонари...
Detail

Пионеры украинского телевидения - о первом киевском телеэфире в 1973 году

40 лет назад телевидение вошло почти в каждый украинский дом - республиканская передающая телестанция с башней на Сырце в Киеве охватила вещанием огромную территорию Советской Украины с десятками миллионов ее жителей. Первый сигнал с телебашни пошел сразу после ввода в строй этого уникального сооружения - 16 августа 1973 года. Телевидение стало доступным для 85% украинцев.
Detail

История Киева по кирпичам

Историю Киева можно читать по кирпичам. Сергей Костяный и Максим Ляшев коллекционируют кирпичи, изготовленные в Киеве. Их коллекция насчитывает более ста разных видов киевского кирпича, всего около двухсот штук. Коллекция размещена в разных местах, включая квартиры и дачи коллекционеров. Все коллекционные кирпичи не имеют дырок, разного цвета, имеют на своей поверхности выдавленные фамилии или инициалы владельцев заводов. Теперь таких уже не делают.
Detail

О киевских фонарщиках.

Крупные города освещались во все времена. Древние римские, греческие, египетские столицы освещались по ночам факелами, кострами на площадях и масляными лампами. Следить за этим нужно было ночной городской страже, отдельной должности осветителя не существовало. Она впервые появилась в XVII веке во Франции, но ее появление вызвало резкое сопротивление духовенства. Христианская церковь плохо относилась к языческой традиции освещения городов. Духовенство считало, что если Бог создал ночь темной, то человеку не следует нарушать установленную гармонию. В Средневековье многие считали фонарщиков слугами диявола, противясь освещению как таковому, поскольку устойчиво было мнение, что это приводит к упадку нравов, плохо скажется на здоровье горожан, которые будут чаще гулять по ночам, а также поможет преступникам.
Detail

Начало автомобильной эпохи в Киеве

«Автомобильная эпоха» в столице Украины ведет свой отсчет с лета 1897 года. Чудо техники, катившее по улицам без конной тяги, первыми увидели жители Подола. «Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж», - прокомментировала событие газета «Киевлянин».
Detail

О том, какие улицы, как и когда были переименованы в Киеве

Переименования улиц - явление в нашей жизни частое. И не всегда это делается уместно и правильно. Зачастую, мы по привычке продолжаем именовать улицы и переулки старыми, привычными названиями, которые местная власть заботливо сменила на бумаге. Данный материал посвящен старым/новым названия киевских улиц.
Detail

Виселица стояла на площади Калинина...

Бедная площадь. Сколько раз ее переименовывали и что только с ней не вытворяли. Она была и Думской и Калинина и Октябрьской революции, а теперь вот стала майданом Незалежности. Я еще помню те довоенные времена, когда ее практически вообще не было. Название было, а самой площади не было, потому что всю площадь занимало здание бывшей Думы, которое опоясывали трамвайные линии. Наш любимый красавец Киев вообще не очень богат большими площадями. Возможно из-за своего холмистого рельефа, а может потому, что не был имперской столицей как Питер или Москва.
Detail

Лицо Киева: как столичные акулы пера сенсаций искали

В дореволюционном Киеве издавалось полтора десятка газет и несколько десятков журналов. Последние, правда, почти всегда были убыточными. Первая газета в Киеве - «Киевские объявления» - появилась в 1835 году. Поскольку она была информационным органом Контрактовой ярмарки, то и выходила исключительно во время ее работы (точной даты открытия ярмарка не имела, и начиналась каждый год в различное время - от 7 января до 8 февраля). В газете публиковались сведения о ценах, курсы валют, сообщения о пребывании в городе известных лиц, объявления о концертах и репертуаре киевских театров.
Detail

КИЕВ - ВИНОГРАДНЫЙ, ВИШНЕВЫЙ, ФРУКТОВЫЙ...

"И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира", - писал Булгаков. И это - не преувеличение. Ведь на всех континентах столицу Украины называют "городом-садом". Шелковичная, Яблочная, Черешневая, Смородинская, Малиновская, Ягодная, Фруктовая... Вот далеко не полный перечень "сладких" улиц.
Detail

Эх, прокачу или быль и небыль о извозчиках, "ваньках" и кучерах...

В XIX - начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. Кто они? Извозчик - это кучер наемного экипажа, повозки либо сам наемный экипаж с кучером. Это была одна из массовых профессий старых крупных городов Империи. Без вереницы карет, пролеток, одноколок, возов, телег невозможно представить жизнь города XVIII-XIX столетий. Большинство извозчиков были крестьянами, приехавшими в город на заработки.
Detail

Как киевлян "присадили" на папиросы

В начале ХIX века одной из главных "табакерок" Российской империи был Крым. Именно тут, в Евпатории, в семье торговца табаком родился будущий король табачной промышленности Соломон Аронович Коген. Сначала он помогал отцу, а вскоре решил открыть собственное дело, правда, не на полуострове -- слишком серьезной была конкуренция. Для старта Коген выбрал Киев.
Detail

От «номеров Кане» до Центрального гастронома

В последнее время заговорили о предстоящей реконструкции с надстройкой здания на Крещатике, 40/1, угол Богдана Хмельницкого. Еще не так давно этот дом был известен всем киевлянам как Центральный гастроном. А в конце XIX и начале ХХ века его знали как помещение так называемых номеров Кане и центр продажи классических швейных машинок «Зингер».
Detail

Железная дорога сто лет назад: мягкие вагоны первых отечественных поездов напоминали комбинации из нескольких карет

В старину на поезде можно было съездить и на кавказские минводы, и к днепровским купальням. А билеты тогда стоили от восьми до 12 рублей.
Detail

НОВОЕ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБЛИКЕ КИЕВА

О киевских новостройках читайте в интервью с директором института "КИЕВПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ" Заслуженным архитектором Украины, член-корреспондентом Украинской Академии архитектуры Юрием Лосицким. Данная беседа известного киевоведа Александра Возницкого даст представление о том, что строится в Киеве, какие планы у реставраторов и какие строительные перспективы ожидают нас в обозримом будущем.
Detail